Translate

четверг, 2 января 2014 г.

Фашизм и идеологическая борьба на трибунах



Трибуны стадионов являются отражением общества. Страсть, напряженность, солидарность, дух товарищества, но и насилие и ненависть стали привычным фоном игры, которая в настоящее время уже признана как социальное явление. Футбольные хулиганы появились практически одновременно с футболом и вскрыли раны, которые не затягиваются до сих пор. Часто они заражены вирусом фашизма и расизма. Нацизм пробирается в общество, не исключая и трибуны. С одной стороны в качестве объединяющего элемента ультраправых и фанатов служит насилие как самоцель, а с другой существует альтернативный путь фанатского движения в борьбе с фашизмом, коммерциализацией футбола и насилием, в укреплении солидарности и коллективной работы. Но в конце концов трибуны являются лишь отражением общества. "Национализм рождается в обществе, а не на трибунах. Однако футбольная среда потенциально дает возможность любому желанию выразить свои расистские взгляды" - заявляет профессор социологии Университета Крита Яннис Займакис, который провел исследование политизации трибун.


Нападение на члена партии ΣΥΡΙΖΑ (Сириза) Димитриса Стратулиса членами Золотой зари на матче АЕКа не первый инцидент с участием крайне правых на стадионах. Существует ли возможность для проникновения ультраправых на трибуны? "Это зависит от самих фанатов. Никто не может контролировать политические убеждения. Фанаты являются теми, кому нужно реагировать" - говорит журналист  SportFm Христос Хараламбопулос. "Неонацисты не появляются на пустом месте. Если бы их не было в обществе, откуда бы им взяться на футбольных трибунах?"
Первая реакция фанатов АЕКа была действительно сильной. Original 21 еще раз озвучили свою социально-политическую позицию и выступили с заявление, что "следует покончить раз и навсегда с этой раковой опухолью фашизма". "Мы  Original 21 как потомки мигрантов и беженцев и наконец как обычные люди хотим ясно дать понять, что с поведением трусливых червей, атаковавшими болельщика АЕКа Стратулиса мы мирится не желаем и считаем их преступниками. Большая семья АЕК включает в себя людей, независимо от цвета кожи и гражданства. Человеконенавистнические взгляды не вписываются в нашу среду" - говорится среди прочего в заявлении.
Как отмечает  Христос Хараламбопулос проводятся антифашистские мероприятия и в других командах. Вследствие заметной радикализации трибун похоже на то, что они становятся сферой интересов Хриси авги  для поиска новобранцев (Χρυσής Αυγής или Золотая заря - греческая неонацистская партия).
Одним из наиболее известных примеров альтернативной фанатской среды является Radical Fans United. Это открытая инициатива болельщиков различных команд, которые верят в возможность появления сознательных фанатских движений.Она для фанатов, стремящихся к чистому футболу свободному от коммерции, для радикальных антифашистов, проводящих множество коллективных мероприятий. "Солидарность является одной из целей инициативы" - говорит Христос Хараламбопулос.
"Государство узнало о том, что происходит на трибунах стадионов. Так можно создать целую армию. Оно создало законы не имея никаких знаний о фанатских движениях. Не имея к ним никакого отношения. Упорно обвиняет во всем хулиганов, а не учитывает то что происходит на самом деле. Трибуны являются хорошим местом для вербовки новых руководителей Хриси авги, а также штатных головорезов и всего остального. Они могут создать таким образом целую армию" - говорит Хараламбопулос.
Мы связались с  профессором социологии Университета Крита Яннисом Займакисом, который недавно завершил исследование (официальные результаты еще не объявлены) о политизации организованных групп фанатов.  Данные исследования показывают, что политический портрет футбольного фаната  крайне разнообразен с безусловным равновесием между значительными группами правых и левых, но удивительно высоко присутствие крайне правых, появившихся в период до укрепления Золотой Зари и высок процент представителей анархистской среды.

Мировоззрение фаната

Как указывает Займакис в фанатской среде как и в обществе в целом существует недоверие к основным государственным учреждениям,  процент этого недовольства довольно высок. 80-85% опрошенных указывают на полное недоверие или на небольшое доверие к государственным учреждениям. Особенно поразительным является низкий уровень квалификации и трудоустроенности (не выше 5 по 10-балльной шкале). "С другой стороны в фан-движении есть положительные стороны в ценностях, которые служат в качестве эмоциональной защиты, такие, как любовь, дружба и в этом множестве ценностей объединяет их команда, которая выступает как концентрация искренних чувств, обитель страсти и товарищества" - отмечает Займакос.

Насилие и футбол

Инциденты, связанные с насилием фиксируются с момента зарождения футбола. Как отмечает Займакис, футбол как таковой предполагает силу, физическое и символическое насилие. Однако данный тип насилия изменился после 80-х годов. «Футбол гиперкоммерциализируется, конкуренция усиливается, за страстью и соперничеством теперь скрываются огромные интересы", говорит он и добавляет, что этот "новый тип насилия" стал представлять в значительной степени важный фактор и футбольные фанаты тоже способствовали этому.

Неонацисты на трибунах

В отличии от некоторых других стран  в Греции практически отсутствуют фанатские движения с ярко выраженными политическими пристрастиями. Эта общность политических пристрастий на уровне всех фанатов являются в большинстве своем воображаемой. но фанаты из отдельных групп пытаются привносить в фан-движение свою идеологию.
Сближение футбольного фанатизма и политических взглядов началось в 90-е, усилилось в 2000-е и "вошло в современную культуру, где сливаются различные стили и культурные воззрения".
Ультраправые стали вторгаться на трибуны в 70-е годы после создания ΝΟΠΟ (Ναζιστική Οργάνωση Παναθηναϊκών Οπαδών - нацистское объединение фанатов Панатинаикоса) и затем организации «Βασίλειος Βουλγαροκτόνος» (Василеос Булгароктонос, названа в честь византийского императора), также из фанатов Панатинаикоса. Затем у АЕКа появилась ΤΟΦΑ (Τρομοκρατική Οργάνωση Φιλάθλων ΑΕΚ - террористическая организация фанатов АЕК), в тоже время, как показали исследования, ультраправые группы существовали в фанатских движениях Салоник и не только. Однако в последнее десятилетие наиболее характерным примером является воздействие Red Nationalist Олимпиакоса, эта организация имеет свой собственный форум в интернете и, как отмечает Займакис, возможно имеет серьезное влияние среди фанатов Θύρας 7 (Gate 7 - объединение фанатов Олимпиакоса).
Очень тревожным также является воздействие «Γαλάζιας Στρατιάς» (Галасиас стратиас - Голубая армия), объединения основанного в начале 2000-х при активном участии Хриси авги. Эта организация неоднократно была замечена в инцидентах, связанных с нацистскими приветствиями на стадионах, размещением националистических баннеров, расистскими нападениями и массовыми ультраправыми демонстрациями, например против ΕΠΟ (Греческая футбольная федерация) и предложения Турецкой футбольной федерации подать совместную заявку на проведение Евро-2008. Члены "Голубой армии" были причастны к различным случаям расистского насилия в отношении представителей других этнических групп. "Тревожным является то, что они действуют с негласного разрешения компетентных органов и при толерантности к ним со стороны спортивной прессы и части спортивного сообщества" - утверждает Яннис Займакис.

Хулиганы и Золотая заря:  насилие как самоцель

Общие моментом для ультраправых и хулиганов является сигнификация насилия как самостоятельной ценности. Излишнее позиционирование насилия как способа разрешения конфликтов, упор на дисциплину, красочные обряды символического насилия и военнизированный образ фашистских организаций были прилекательными образцами для части фанатского движения. Патриотический шовинизм и националистическая риторика служили лазейкой к увлечениям фанатских сообществ, место рождения и постмодернистские элементы из мира бодибилдинга, боевых искусств и субкультуры скинхедов, а также политических практик  стали средством проникновения ультраправых в маленькие футбольные сообщества", отмечает он указывая, что "мы живем в эпоху, когда можно посредством красочных ритуалов соединить эти элементы без необходимости существования объединяющей идеологии".
Займакис указывает "в разговорах с ультраправыми футбольными фанатами в рамках исследования у меня не возникало ощущения, что они понимают чем является фашизм, нацизм, национализм. Они говорят обычно о патриотизме, любви к нации, также как и любви к команде. Однако искаженное мировосприятие в фанатской культуре и основной акцент на качества силы, физического превосходства и т.д. могут очень легко привести к таким взглядам".

Идеологическая борьба на трибунах

Фанатские сообщества используются ультраправыми в качестве политических структур, эта стратегия широко используется в Европе, например в Италия (клуб Лацио) и в ряде других стран. В тоже время в фанатском сообществе появляется множество антифашистских и радикальных групп (Характерными примерами являются фанатские сообщества Ливорно в Италии, Санкт-Паули в Германии, Марсель во Франции и т.д.).
Правые группы существовали в течении многих десятилетий, но в последнее время заметно расширились и это вызывает тревогу. Даже в 90-е годы многие отмечали это явление исчезло, были ультраправые группы, но они были не большими. С наступлением эпохи большей политизации мы видим также усиление антифашистского блока. В нем мы наблюдаем серьезные элементы солидарности и коллективных действий. Можно отметить здесь участие фанатов в общественных сетях солидарности, создание таких сетей и даже участие их в шествиях и различных движениях. Мы наблюдаем политизацию как с одного, так и с другого фланга. Фанатское сообщество является неоднородным и эклектичным. Об этом свидетельствуют данные исследований. Трибуны не принадлежат кому-либо. Демонстрируют все направления политики.
Яннис Займакис отмечает, что для сокращение числа фашистов на трибунах требуется помощь от каждого. Руководство, клубы, часть фанатов и журналисты должны принять участие в этом. Но самая большая проблема находится не на трибунах, а за их пределами в самом обществе. "Там рождается национализм, просто на футбольных стадионах это иногда имеет более ярковыраженные очертания. Фанатские сообщества потенциально предоставляют возможность последователям расистской идеологии и националистических взглядов демонстрировать их наиболее легким способом. Пещерный национализм и эгоцентризм, которые могут присутствовать в обществе, на футбольных трибунах могут быть выражены более отчетливо и не приводить к социальному осуждению. 
Футбол является популярным и очень интересным видом спорта. Спортом включающим в себя многие явления, такие как воображение, коллективизм, изобретательность, техническая и физическая подготовка и в тоже время на стадионы может проникать расизм, эгоцентризм, национализм, местечковый шовинизм. Это спорт, который в настоящее время очень коммерциализирован и многие считают, это уже вышло далеко за рамки тех ценностей, которые лежали в основе футбола в прежние времена. Это шоу в котором можно обнаружить различные общественные явления, находящиеся в постоянном изменении.
В Греции, например,  если кто-то хочет изучать паразитический капитализм, который есть у нас, ему нужно исследовать сферу футбола. Там вы увидите множество отрицательных сторон социального устройства. В футболе можно видеть более отчетливо взаимосвязь спорта с интересами каких-либо лиц. Объединения богатых управленцев  с дополняющими их клубами, зависимое руководство команд, политические лидеры и иные проходимцы от политических партий связанные с клубом, избиратели-заказчики-потребители и т.д. Важным фактором в данной структуре властных отношений является сила фанатского движения. Руководство клубов стремится превратить массовость и страсть фанатских сообществ в потребительскую энергию, необходимую для раскрутки брендов некоторых компаний, а также привлечения электората для политических руководителей.
Однако нужно заметить, что есть часть групп, которые не подконтрольны футбольным клубам и их администрации, они не выступают в качестве послушных инструментов в чужих руках. "Существуют фанатские сообщества, не являющиеся большинством, которые мыслят по-другому и пытаются создать альтернативные представления о футболе, они выступают с критикой ангажированности, коррупции, имеют критическое отношение к полнейшей коммерциализации футбола. Я бы хотел предложить кому-либо исследовать такие альтернативные практики и альтернативные взгляды, которые могут встречаться среди некоторых групп в фанатском сообществе, внутри него. Эти воззрения можно наблюдать и на баннерах. Мы видели баннеры с текстами из творчества Казандзакиса (прим. - известный греческий писатель, с 1945 года глава организации Союз рабочих социалистов) задолго до политических лозунгов, которые выходят за рамки представлений о фанатских сообществах. Так что существуют интересные явления в этой сфере".
 
В общем, многообразие таких проявлений свидетельствует о различности взглядов на практике, согласно точке зрения исследователя политических процессов в среде люмпенов Хейви Казаля на баннерах изображаются агрессивные, порой расистские и сексисткие лозунги, против греческой политической системы и наших кредиторов, достигают повстанческих обращений, включающих формы политического протеста с двойственностью политического и спортивного содержания, а в некоторых случаях обращений с преобладающим в них политическим посылом.
Источник: tvxs.gr
 
Перевод с греческого: Никос Манкос и Leftsoccer

Комментариев нет:

Отправить комментарий