Translate

понедельник, 21 июля 2014 г.

Партизан Белград: мнение анархиста


Сербия является одной из самых любимых стран у нацистов в России. Во многом Сербия и Россия имеют общие причины подъема националистических взглядов. Распад Югославии как и распад СССР породил волну этнических конфликтов. Среди футбольных фанатов в Сербии распространены ультраправые и клерикальные взгляды. Но во многом сознание людей было деформировано войной и все могло сложиться по другому. Даже сейчас в Сербии в некоторых городах существует антифашистские ячейки и со временем все может меняться в лучшую сторону. Мы поговорили с нашим знакомым из белградского Партизана, который по ряду причин старается там не палиться.


- Какой клуб ты представляешь?

- Я поддерживаю Партизан и греческий ПАОК. Несколько лет назад я приезжал в Салоники к товарищам анархистам и один из них приглашал меня в офис Gate 4 1976. Я знаю из России организацию Автономное действие. Партизан я стал поддерживать еще будучи ребенком. Я начал ходить на матчи в середине 90-х, но в тот период я жил в 500/600 км от Белграда, что влияло на мое посещение игр. В 1997 году я переехал сначала в Нови Сад, а затем в Белград. Я не ходил на матчи с 2003 по 2008 год, т.к. это был период политической напряженности среди фанатов. Я стал медленно возвращаться, не хожу на все матчи, но пытаюсь посещать максимальное количество.
- Как появилось фанатское движение  твоего клуба?

- В 1986 году объединение Гробари впервые организованно выехали на выездной матч. У них было несколько баннеров, в том числе с анархистской символикой. Если бы не было войны в Югославии фанаты Партизана сейчас были бы похожи на фанатов ПАОКа Gate 4, по крайней мере на анархистскую его часть. Я надеюсь, что в будущем это произойдет.
- Какие политические взгляды у фанатов Партизана?

- Найдутся люди, которые скажут, что они антифашисты. Но также есть люди, считающие себя патриотами и националистами. Общее настроение среди организованных фанатских групп это патриотизм, национализм и в целом превалируют правые взгляды. Они не любят антифа, т.к. считают их сталинистами. Также они думают, что антифа спонсируется неправительственными организациями и является частью сил Евросоюза. Есть среди фанатов Партизана и явные фашисты. В целом история фанатского движения и взгляды его членов очень сложны и имеют разные фазы и измерения. Есть отдельные люди, которые поддерживают Санкт-Паули.



- Ты состоишь в какой-нибудь фирме?

- Я не являюсь организатором и не участвую в какой-либо хулиганской группировке. Особо нигде не свечусь и не имею проблем. Но есть некоторые люди среди фанатов Партизана, которые называют себя анархистами и левыми даже среди участников фанатских фирм. На данный момент существует конфликт между двумя фирмами Партизана, одна из них пытается установить контакт с московским ЦСКА. Как вы можете предположить некоторые из той фирмы являются фашистами и налаживают отношения с фирмами Ярославка, Einfach Jugend и т.д.
- Что ты можешь сказать о фирме Южный фронт (Južni фронт)?

- Это одна из организованных групп поддержки Партизана, располагается на южной трибуне. 10 лет назад некоторые из них контактировали с фанатами ПАОКа, в последнее время я не помню их присутствия там. Может расклады несколько поменялись после конфликта между ультрас Партизана и особенно после убийства одного фаната. На Тумбе даже появлялся баннер "All(catraz) cops are bastards". Кроме того фирма  "40 +" имела связи с Gate 4 1976, но не уверен что они сохранились после их дружбы с Curva Sud Milano.
- Среди фанатов ПАОКа на трибуне Gate 4A вполне свободно располагаются левые активисты.

- Да, у меня создается впечатление, что Gate 4 1974 специфический фан-клуб с ярко выраженными антиполитическими отношениями. Например, я слышал, что в фан-клубе Кордельо много анархистов и антифашистов, но на трибунах они скандируют MONO ПАОК. На самом деле "MONO ПАОК" является официальной позицией фанатов ПАОКа. Подход антифашистов на террасе ПАОКа немного другой чем у АЕКа и других западноевропейских ультрас.


-Ультраправые фанаты из разных клубов взаимодействуют друг с другом в Сербии?

- Нет, я бы не сказал. Разобщенность между ними огромная и акционируют они отдельно. Кроме того фанатские движения Црвены Звезды и Партизана организованны по разному. У них много фирм, но ЦЗ больше тяготеют к военной иерархии. С другой стороны фанаты Партизана исторически более анархичны с автономными группами, есть даже термин "grobarska anarhija". Это сказывается влияние 80-х годов, когда среди фанатов Партизана было много хардкорщиков и панков, ключевые фигуры в фанатском движении имели разную национальность. ЦЗ больше поддались политическому влиянию партий в 90-е годы, в то время как Партизан сопротивлялся их проникновению на трибуны. ЦЗ был националистическим, патриотическим клубом под защитой государства, но тем не менее в новой истории их фанаты запретили использование нацистской символики на секторе. Фанаты ФК Рад открытые фашисты с самого начала 90-х. Конечно Партизан в итоге тоже поддался националистской пропаганде, что мы можем наблюдать сейчас.

- Поддерживаете ли вы отношения с Чарши Бешикташ?

- Я считаю, что Чарши нормальные ребята. Они проявили энтузиазм и начали налаживать контакт с некоторыми фанатами Партизана в последний год до баскетбольного матча (прим. - Баскетбольный матч между Партизаном и Бешикташем был омрачен националистическими кричалками фанатов Партизана). Это оказалось не так просто как сказано на баннере Бешикташа "Мы антирасисты, политики делают нас врагами" (we are antiracists, politicians make us enemy) в связи с историческими распрями между сербами и турками.

- Фанаты Партизана часто посещают Грецию?

- Я думаю на всех важных матчах ПАОКа в Салониках есть фанаты Партизана. Также многие фанаты ПАОКа ездят в Белград. Фирма Gate 4 1976 больше контактирует с фирмой "40 +", Кордельо с Padinjak и т.д. Есть общее ощущение братства, хотя некоторые группы греческих фанатов не хотят дружбы с Партизаном. Т.к. фанаты Партизана имеют множество автономных групп, то люди ездят сами по себе, но на некоторые матчи может быть организован выезд. Иногда ездят в одиночку, иногда одна или несколько фирм.


- Насколько в Сербии развито анархистское движение?

- Существует одна анархо-синдикалистская инициатива, которая формально является организацией. Остальные анархисты в большинстве своем действуют аффинити-группами. У нас есть противоречия между анархо-синдикалистами и остальными анархистами.

- После распада Югославии сильны ли коммунистические организации в стране?

-  Нет, коммунистическая партия полностью маргинальна и фактически не существует. Национализм набирает силу среди молодых людей в связи с неприязнью к сталинизму и демократии. К Тито в основном относятся негативно. Какая-то часть населения не только в Сербии, но и в других странах бывшей Югославии ностальгируют по прошлому. Но также много антититоистов и антикоммунистов, они считают ком. партию и югославских партизан во время Второй мировой войны частью красного террора по уничтожению сербской нации и национальной идентичности. Для них героями являются сербские монархисты четники. Хотя реальные нацисты считают четников реакционерами. У нас нет каких-либо партий по типу греческой Хриси Авги, но есть небольшие группы с похожей политикой. Националисты Сербии не многим отличаются от своих коллег из России, Испании, Румынии, Италии, Польши.


- Какая твоя позиция по вопросу Косово?

- Ну у меня стандартная анархистская позиция. Конфликт в Косово имеет место из-за столкновения интересов крупных стран вроде США и местных национальных элит (сербы и албанцы).

- У вас есть связи с анархистами из других стран бывшей Югославии?

-Да, мы иногда контактируем. В Боснии есть несколько фанатских групп,которые считают себя антифашистами. Правда некоторые из них являются боснийскими патриотами, но на мой взгляд там имеет место некая реакция на сербский и хорватский национализм.

- В Сербии есть ЛГБТ и феминистские организации?

- Есть, но они имеют либеральную направленность и ничем толком не занимаются. Хотя была одна радикальная квир-группа.

- Где в Сербии наиболее сильное антифашистское движение?

- В городе Нови Сад наиболее большая и организованная антифа-группа. Но я бы не назвал этот город антифашистским, в последние годы влияние фашистов расширилось и происходят столкновения между правыми и левыми.


- Случались ли убийства на идеологической почве?

- Нет, бывали атаки, но не убийства. Было несколько убийств, совершенных тупицами, но не из-за политики. Один раз убили маленького мальчика, еще один известный актер был избит и убит, т.к. бонхеды думали, что он цыган. Также убили одного сербского беженца из Косово, потому что он не смог доказать нападавшим, что он серб.

- У вас развит сквоттинг?

- Было несколько попыток занятия нежилых помещений, которые закончились неудачей. Сейчас есть несколько мест с элементами самоуправления. Например здание бывшей киностудии. Также арендовалось еще одно место, однако там произошел пожар и его больше не существует.

- Насколько сильно влияние религии православия в стране?

- В 90-е годы был период подъема религиозной культуры и православие стало изучаться в школах. Но в Сербии также достаточно атеистов. По последним опросам среди молодежи атеистов ненавидят чуть меньше, чем албанцев. Но возможно это похоже на ситуацию в России. После распада Югославии народ стал считать, что  Коммунистическая партия запретила религию и нужно вернуться к своим корням и самобытности, а православие это часть сербской идентичности. Хотя говорят, что 95% населения религиозны на самом деле это не так. Просто церковь имеет доступ к средствам массовой информации и формирует общественное мнение.

- Почему нацизм стал популярен в Сербии, где во время Второй Мировой войны действовало самое сильное партизанское сопротивление?

- Ну это похоже на распространение нацизма в России. Большинство из правых вам скажут, что им не нравится Гитлер и нацизм, они национал-социалисты. То есть они что называется в идеологии фашизма Третья позиция. В отличии от других нацистов сербские наряду с коммунистами и евреями ненавидят еще албанцев и хорватов.

- Как можно изменить ситуацию в Сербии и популяризировать левые взгляды?

- Сложно сказать. В Греции в 90-е годы было много нацистов, но со временем ситуация изменилась на улицах и затем на трибунах. То есть причиной этому стало развитие анархистского движения в течении периода с 80-х годов. Я думаю, что возможно уменьшение популярности правой идеологии если проводить больше мероприятий и критиковать существующий режим. Также нужно дистанцироваться от государственных структур, спонсируемых из-за рубежа организаций и авторитарных левых. Одна из проблем анархистского движения в том, что люди не видят разницы между нами и авторитариями. Тоже самое касается и террас. Когда антифа-фанаты используют изображения Че Гевары, Сталина и другие авторитарные символы они отталкивают людей, т.к. многие видят в них символы угнетения. Я знаю про МТЗ и Арсенал, но у нас другая ситуация. Большинство ультрас не используют трибуны для фашистской агитации, у них время от времени проскакивает патриотизм. Если создать антифа-сектор все будут видеть в этом использование фанатов в политических целях. Есть шанс стать мишенью для других ультрас ведь люди не понимают сути антифашистской идеи и видят в ней нечто либерально-сталинисткое, созданное на зарубежные гранты.

Комментариев нет:

Отправить комментарий