Translate

вторник, 15 сентября 2015 г.

Антифашистский футбольный фестиваль в Янине



26-28 июня в Янине прошел турнир среди греческих самоуправляемых футбольных клубов "Antifa Football Festival". Мероприятие проводится ежегодно и было уже третьим по счету. В этот раз участие в нем приняли 6 команд: Астерас Эксархия, Проодефтики Тумба, Автономный футбольный клуб из Патр, Либерта Волос, Апифархос Янина, Маринос Антипас Лариса. До этого турниры проходили в Волосе и Патрах, в этот раз хозяевами были Апифархос.

В первый день предполагалось только общее собрание и вечеринка. Проходило оно в парке в самом центре Янины рядом с озером. На месте проведения висел большой баннер, плюс еще один баннер висел прямо у здания городской администрации. Также по всему городу были расклеяны плакаты. Никаких попыткой бороться с этой агитацией замечено не было, что говорит о практически полном отсутствии в городе какого-либо правого движения.

Самыми первыми на место проведения турнира прибыли ребята из Патр с которыми мы пошли на экскурсию: посетили памятник жертвам Холокоста в Янине, византийский музей, внутренний замок и мечеть Фетхие. Автономный клуб Патр это по большому счету проект фанатской группы Navajo Antifa и появился он когда из-за действий президента ФК Панахаики было решено бойкотировать все матчи команды. Как рассказывали парни на их фан-клуб даже прыгали боны, хотя вообще Патры один из самых антифашистских городов Греции, где нацисты практически никак себя не проявляют.

Позже подъехала команда из Ларисы. Маринос Антипос это новая команда, которая по сути ни в каких соревнованиях еще не участвовала кроме товарищеских матчей. Названа в честь колоритного греческого социалиста, который агитировал фермеров Фессалии бороться за свои права и был убит киллером, нанятым владельцами земельных участков. По итогам турнира она выступила неудачно, что вполне закономерно. Тем не менее у них еще все впереди, в Ларисе весьма благодатная почва для развития подобных проектов. Участники фестиваля добирались в Янину либо на личных машинах либо на арендованных автобусах. Организаторы вытащили большие бочки со льдом и погрузили туда пивные банки. По подсчетам организаторов за весь фестиваль было выпито 2310 литров хмельного напитка. Один чувак из Ларисы сказал мне что у них бухают абсолютно все анархисты, т.к. в греческом обществе культивируется тихий и семейный образ жизни, а они не хотят ему соответствовать. И еще он простроил теорию что в России straight egde тоже является протестом, т.к. в нашем обществе пьянство считается мейнстримом. Ну и как на любом фестивале в Греции здесь не обошлось без шашлыков. Стоял также большой стол с дистро, где были футболки и значки всех участвующих команд, официальный фестивальный мерч. Отдельно лежало множество левых книг и журналов, были даже некоторые издания о революции 1917 года в России. 

На случай приезда полиции в кустах лежал мешок с большими деревянными палками, впрочем за все время фестиваля менты о своем существовании никак не напоминали. Ночная Янина является еще более оживленным местом чем днем, даже в 3-4 часа ночи в тавернах в центре города сидят толпы людей и повсюду играет музыка. Поэтому фанаты тут не выделялись из общей массы. 

Вписки для приезжих здесь обеспечивались за счет трех городских сквотов, а также апартаментов местных активистов. Два маленьких одноэтажных сквота Acta et verba и Sahini 3 находятся рядом со стадионом Зосимадес. Большой сквот Антивиоси расположен по дороге в сторону автовокзала. Раньше это была заброшенная больница. Это двухэтажный дом, где есть все удобства для проживания и в основном здесь проходят концерты и собрания местных активистов. Полиция однажды уже выселяла его, но здание было реоккупированно. Ночью сквот был набит под завязку и диванов на всех не хватало. Тем не менее большинство участников фестиваля изрядно напились и их не особо волновали такие мелочи.

Во второй день был запланирован групповой этап футбольного турнира. Проходил он на поле Апифархос в Велисарио на окраине Янины. В принципе вся необходимая инфраструктура там есть, включая раздевалки и душ. Помимо Апифархоса его использует для игр также ФК Велисарио. По периметру были развешаны баннеры и флаги, был также подготовлен большой сделанный вручную баннер с надписью "United We Stand" и логотипами участвующих команд, его повесили за воротами. Каждый из клубов сделал свой персональный столик с дистро. Фанаты на протяжении всех матчей активно использовали пиротехнику и дым, также на трибунах была замечена большая мягкая игрушка в виде удава и гребные весла. Фанатов Астераса было меньше всего, но отжигали они как могли. По общим впечатлениям это была самая веселая команда. Один колоритный персонаж из их числа сказал что работает профессором в вузе Янины и ездит в Афины на матчи, потом он поведал о том что раньше ходил на курсы русского языка и начал петь Катюшу. В отличии от остальных команд у Астераса есть определенная популярность в масштабах Греции и даже некий культовый статус. И по сути изначально это был профессиональный футбольный клуб, который потом стал самоуправляемым.

Присутствовали люди из фанатских движений клубов АЕК, Панатинаикос, ПАОК, но в связи с характером турнира они не могли поднимать здесь вопросы противостояния своих клубов. Разумеется больше всего было фанатов местной команды ПАС Янина, часть из которых занимается проектом Апифархос. Один из них приехал на мотоцикле в шлеме итальянского клуба Аталанта, сказал что 3 раза был в Бергамо на матчах. Особо стоит отметить, что основная масса болельщиков Маринос Антипос является также членами фан-клуба Monsters (Лариса), а среди болельщиков Либерта присутствует не мало членов фанатской группы Malavetas (Олимпиакос Волос). Олимпиакос Волос и Лариса являются злейшими врагами (фессалийское дерби) и их матчи сопровождаются беспорядками. Однако на фестивале отношения между ними были сугубо дружественными, то есть они представляли исключительно самоуправляемые клубы. Также точно среди болельщиков Проодефтики Тумба есть фанаты ПАОКа, Ариса и Ираклиса, но в данном проекте все объединяются против фашизма. 

Что касается результатов матчей, которые согласно заявленным целям фестиваля были не так важны: Астерас Эксархия - Маринос Антипас (5:0), Проодефтики Тумба - Автономный клуб Патры (0:0), Астерас Эксархия - Либерта (0:0). После турнира на автобусе мы поехали снова в центр, во время поездки по громкой связи включали речи лидера Золотой зари Николаоса Михалолиакоса и все могли высказать все что о нем думают. Через 10 минут мы прибыли на место, где уже устанавливали сцену.

На фестивале присутствовал представитель фан-клуба Gate 13 Ioannina. Точнее вообще то он живет в Афинах, но так как у него проблемы с работой он уехал на неопределенный период жить в Янину. На предфестивальной вечеринке у них случился конфликт с фанатами Олимпиакоса и их выгнали из-за нарушения правил мероприятия, поэтому на самом фестивале они особо не светились. Также он рассказал о своем памятном выезде в Москву на игру с Динамо, где в Макдональдсе на них прыгнул объединенный моб правых фанатов. Впрочем в Афинах они отжали у Динамо баннер с имперским флагом и ответ москвичей его как то не особо впечатлил. На его байке мы сгоняли до их бара, который оказался закрыт. Потом он подарил своих стикеров и зеленую футболку с героем греческого сопротивления Арисом Велухиотисом. Местный фан-клуб Gate 13 является одним из наиболее сильных и даже имеет свою любительскую команду в локальном чемпионате Эпира. При этом с фанатами Пас Янина у них большая вражда.

Вечером прошел показ документального фильма "Αυτοοργάνωσέ το" о греческих самоуправляемых клубах и проекте Антифа лига Афин. Фильм подготовил коллектив либертарного новостного ресурса Blackuroi.gr. Фильм сделан довольно качественно, но к сожалению пока доступен только на греческом языке (его можно посмотреть ниже). После просмотра фанаты всех команд зажгли все что горит и залезли с баннером на крепостную стену. Выглядело это довольно впечатляюще. Затем планировалось проведение концерта. Выступали в основном группы из Афин (Bandage, 7odds) и Салоник (Ασσόδυο, Bat Signal), также была банда Bernays Propaganda из Скопье (Республика Македония). В основном играли панк рок. На протяжении ночи было сожжено не мало пиротехники, народ кутил до самого рассвета. 

В последний третий день фестиваля прошли оставшиеся матчи группового этапа и финал. Множество жителей района проявили интерес к турниру. Даже пенсионеры активно расспрашивали подробности о мероприятии и высказывали свое одобрение, некоторые покупали мерч участвующих клубов. Подростки набирали полные карманы стикеров. Сразу видно что мероприятия организуются не просто для своих, а реально агитируют местных жителей. 

Результаты игр были следующие: Апифархос - Проодефтики Тумба (0:2), Апифархос - Автономный клуб Патры (2:4), Маринос Антипас - Либерта (0:2). Во время одной из игр на поле заехал один из участников турнира и припарковал свою машину у ворот, чем вызвал восторг публики. Затем правда отогнал ее на дорогу. Фанаты Проодефтики Тумба вывесили на трибуне двухметровый баннер с рекламой греческого банка, который они ночью отжали в центре Янины. В финал в итоге прошли Астерас Эксархия и Автономный клуб из Патр, трофей завоевала команда из Афин (3:1). Игроки Астераса также привезли с собой свой кубок и отдали его команде из Патр. По окончанию турнира хлынул дождь, все поспешили сесть в автобусы и отправится по своим городам. 

Antifa Football Festival проводится в первую очередь для укрепления связей между либертарными клубами Греции и обсуждения дальнейших путей развития этого направления в спорте. К тому же происходит постоянное расширение числа участников, за прошедший год появилось 2 новых команды в Янине и Ларисе. В дальнейшем есть все предпосылки к появлению и других либертарных клубов в стране. В отличии от различных фанатских объединений профессиональных команд здесь участники четко заявляют что все они объединены одной общей целью. Это не просто разрозненные группы болельщиков, а по сути монолитное движение по созданию нового спортивного сообщества. Помимо этих 6 команд по всей Греции проводятся и локальные антифашистские футбольные турниры. Люди разочаровываются в пороках греческого профессионального футбола и создают альтернативу на любительском уровне. Подобные турниры дают колоссальную практическую пользу, а объединение их в одну сеть на принципах солидарности сделает возможным формирование иной спортивной культуры. Для антифашистов из СНГ где ультраправые полностью оккупировали стадионы профессиональных команд с молчаливого согласия клубной администрации такая стратегия тоже является актуальной.






Комментариев нет:

Отправить комментарий